34152:2008-04-01 00:29:23
Предлог исключая употребляется в настоящее время с винительным падежом, например: исключая этот случай, исключая северную часть территории, исключая последнюю неделю. Предлог между употребляется с двумя падежами: родительным и творительным; ср.: зажал винтовку между колен – …между коленями. Например: Шумный и возбуждённый говор поднялся между донских казаков (Злобин). – Половину листовок Матвей послал Мартыну с запиской, остальные поделил между фронтовиками (Г. Марков). Современному употреблению больше отвечает второй вариант (с творительным падежом). В немногих случаях употребление обоих падежей служит целям дифференциации значений, например: между двумя огнями (в прямом смысле) – между двух огней (в переносном смысле, фразеологическое сочетание). Фразеологизмы находим также в сочетаниях: между четырёх стен, пропускать между ушей, путаться между ног, сидеть между двух стульев, читать между строк и некоторых других.
X  -5  -2  -1  1  2  5  7  10
34159:2008-04-01 00:29:16
В условиях контекста возможны дублеты. Добавление гласного о к предлогу, состоящему из одного согласного звука или оканчивающемуся на согласный, наблюдается: 1) перед односложным словом, начинающимся со стечения согласных, с беглым гласным в корне, например: во сне (ср. в сновидениях), во рту (ср. в ртутных испарениях), во льну (ср. в льнотеребилках), ко мне (ср. к мнимой величине);
2) после предлогов в и с, если с этих же согласных начинается последующее стечение согласных, например: во власти, во внушении, со слезами, со словами, со страху;
3) в отдельных фразеологических выражениях, например: во сто крат, изо всех сил, во главе войск;
4) в текстах, имеющих оттенок торжественности, например: Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины… (Тургенев);
5) в сочетаниях официального стиля, например: во избежание, во исполнение, во имя (перед начальным гласным слова).
X  -5  -2  -1  1  2  5  7  10
34158:2008-04-01 00:29:17
Некоторые конструкции допускают двоякие падежные формы, из которых одной присуща та или другая стилистическая окраска. В паре вершить судьбами – вершить судьбы второй вариант отмечается как характерный для официального стиля, с оттенком устарелости.
X  -5  -2  -1  1  2  5  7  10
next