34125:2008-04-01 00:29:51
Неудачно сочетание при одном управляющем слове родительного  с у б ъ е к т а  (обозначающего производителя действия) и родительного  о б ъ е к т а  (обозначающего предмет, на который переходит действие), например: «Повесть “Степь” – это итог сложных поисков Чехова своей творческой манеры» (ср. возможный вариант: Повесть «Степь» – это итог сложной работы Чехова в поисках своей творческой манеры); «Оценка Добролюбова “тёмного царства”» (ср.: Оценка «тёмного царства» Добролюбовым). Как показывают примеры, правка достигается лексической заменой, использованием другой падежной формы и т. д. Требуют правки также конструкции с одним только родительным падежом, если он может быть воспринят и как родительный  с у б ъ е к т а   и как родительный  о б ъ е к т а,  например: «Проверка администрации показала…» (возможные варианты в зависимости от смысла: 1) Проверка, проведённая администрацией, показала…; 2) Проверка работы администрации показала…; «Характеристика директора была положительной» (ср.: Характеристика, выданная директором… – Характеристика, выданная директору…).
X  -5  -2  -1  1  2  5  7  10
34138:2008-04-01 00:29:38
Следует различать конструкции со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими различного управления. Сюда относятся:
обидеться   н а   ч т о -  л и б о – обижен  ч е м - л и б о  (обиделся на эти слова – обижен оказанным ему холодным приёмом);
обрадоваться  ч е м у - л и б о – обрадован  ч е м - л и б о  (обрадовался приезду друга – обрадован счастливым исходом дела);
обращать внимание   н а   ч т о - л и б о – уделять внимание  ч е м у - л и б о  (обращать внимание на оформление книги – уделять внимание подбору шрифтов);
опираться   н а   ч т о - л и б о – базироваться   н а   ч е м - л и б о (опираться на фактические данные – базироваться на результатах эксперимента);
основываться    н а    ч е м - л и б о – обосновывать ч е м - л и б о (основываться на одних предположениях – обосновывать проверенными фактами);
отзыв   о   ч е м - л и б о   (реже   н а   ч т о - л и б о)   –   рецензия  н а   ч т о - л и б о  – аннотация  н а
ч т о - л и б о  (реже   о   ч е м - л и б о   и   ч е г о - л и б о) (отзыв о диссертации – рецензия на книгу – аннотация на опубликованные сборники – аннотация о выходящих пособиях – аннотация вышедших изданий);
отчитаться   в   ч е м - л и б о – сделать отчёт   о   ч е м - л и б о (отчитаться в израсходовании полученного аванса – сделать отчёт о выполненной работе);
полный (исполненный, преисполненный)  ч е г о - л и б о  (в значении «наполненный доверху, до краев», а также в сочетании с местоимениями – полный  к е м - ч е м)  – наполненный  ч е м - л и б о (полный воды кувшин – полное мглою ущелье – душа полна любовью – сердце полно тобою – исполненный ужаса крик – преисполненный любезности приём – наполненный ароматом воздух);
превосходство   н а д   ч е м - л и б о – преимущество   п е р е д   ч е м - л и б о (превосходство машинного способа производства над ручным – преимущество наружной телевизионной антенны перед комнатной);
препятствовать  ч е м у - л и бо – тормозить  ч т о - л и б о  (препятствовать экономическому развитию – тормозить экономическое развитие);
различать   ч т о   и   ч т о – отличать   ч т о   о т   ч е г о (различать старые и новые методы – отличать новые методы от старых);
рассердиться   н а   ч т о - л и б о – рассержен  ч е м - л и б о  (рассердился на неуместную шутку – рассержен глупой выходкой);
уверенность   в   ч е м - л и б о – вера   в о   ч т о - л и б о (уверенность в победе – вера в победу);
удивляться  ч е м у - л и б о – удивлён  ч е м - л и б о  (удивляюсь его выносливости – удивлён его смелостью);
уплатить   з а   ч т о - л и б о – оплатить ч т о - л и б о (уплатить за проезд – оплатить проезд; в разговорной речи стала употребляться также конструкция оплатить   з а   ч т о - л и б о).
X  -5  -2  -1  1  2  5  7  10
34128:2008-04-01 00:29:48
Возможно стечение и других одинаковых падежных форм, например  т в о р и т е л ь н ы х  падежей: «Речь неоднократно прерывалась слушателями шумными аплодисментами» (ср. правильный вариант: Слушатели неоднократно прерывали речь шумными аплодисментами); «Этот вопрос рассматривается вьделенной администрацией комиссией» (ср.: Этот вопрос рассматривает выделенная администрацией комиссия);  д а т е л ь н ы х  падежей: «Приступили к подготовке к соревнованию» (ср.: Начали подготовку к соревнованию);  п р е д л о ж н ы х  падежей: «Актуальность вопроса о соглашении о взаимном разоружении» (ср.: Акутальность проблемы соглашения о взаимном разоружении).
X  -5  -2  -1  1  2  5  7  10
next